Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
>
|
Во ФГОС-2021 включили требование формировать функциональную грамотность у учеников.
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. В это понятие включают:
читательскую грамотность;
математическую грамотность;
естественно-научную грамотность;
глобальные компетенции;
финансовую грамотность;
креативное мышление.
Математическая грамотность.
Группа заданий по математической грамотности ориентирована на проверку умений учеников применять математические знания в ситуациях из жизни. Посмотрите образец задания в примере.
Задание по математической грамотности «Покупка телевизора».
Телевизоры различаются не только моделями, но и длиной диагонали экрана. Традиционно диагональ экрана измеряют в дюймах: 1 дюйм ≈ 2,54 см.
Семья Петровых решила купить телевизор и повесить его в гостиной в нише круглой формы. Диаметр ниши равен 1,6 м.
В магазине им предложили современные безрамочные телевизоры с диагоналями экранов: 50, 55, 60, 65, 70, 80, 85, 90 и 100 дюймов. Из предложенных в магазине вариантов выберите телевизор, имеющий наибольшее значение диагонали экрана, подходящее Петровым. Запишите ответ.
Естественнонаучная грамотность.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, которые связаны с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Формирование естественнонаучной грамотности школьников является приоритетным направлением развития для государства. Поэтому включите в метапредметную контрольную задания на оценку естественнонаучной грамотности. Пример смотрите ниже.
Задание по естественнонаучной грамотности «В метро»
На уроке физики ученики изучали механическое движение. Возвращаясь домой на метро, два друга, Сережа и Артем, стали внимательно наблюдать за пассажирами на эскалаторе, движением поручня и лестницы. Ребята не раз пользовались метро, и были убеждены, что поручень и лестница движутся с одинаковой скоростью, но тут заметили, что при спуске эскалатора поручень движется чуть быстрее лестницы.
Как ребята обнаружили, что поручень движется быстрее лестницы?
Выберите один ответ.
А. Сравнивая движение двух пассажиров, которые бежали вниз по левой стороне лестницы.
Б. Наблюдая за пассажиром, который стоял на лестнице и держался рукой за поручень.
В. Наблюдая за двумя стоящими друг за другом пассажирами с правой стороны лестницы.
Г. Наблюдая за двумя пассажирами, один из которых стоял на лестнице, движущейся вниз, а другой – на лестнице, движущейся вверх.
Финансовая грамотность.
Финансовая грамотность – это способность принимать разумные, целесообразные решения в различных жизненных ситуациях, которые связаны с финансами. Финансово грамотный ученик владеет набором УУД, чтобы решать вопросы, которые связаны с личными финансами. Развитие финансовой грамотности является одним из приоритетных направлений для России (распоряжение Правительства от 25.09.2017 № 2039-р).
Задание по финансовой грамотности «Разговор у кассы»
Сева пришел в магазин за покупками. Подойдя к кассе торгового центра, он встретил своего одноклассника Борю и его папу. Папа Бори расплачивался банковской картой. Мама с Севой отправились в торговый центр.
Папа Бори, расплачиваясь картой, сказал:
– Когда есть возможность расплатиться банковской картой, я всегда ею пользуюсь.
Как вы думаете, почему папа Бори предпочитает расплачиваться банковской картой даже тогда, когда можно расплатиться наличными?
Запишите свой ответ.
Глобальные компетенции.
Глобально компетентная личность – это человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия. Он понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействует с другими людьми, а также ответственно действует для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Глобальные компетенции – умения, которым должны владеть современные дети исходя из майских указов 2019 года
(подп. а п. 5 указа Президента от 07.05.2018 № 204).
Задание по глобальным компетенциям «Школьная жизнь»
Родительский комитет и классный руководитель Артёма подготовили семиклассникам сюрприз – экскурсию по Золотому кольцу России. Школьники обрадовались и начали готовиться к поездке. Обсуждали экскурсию и их родители. Они искали в интернете сувениры, которыми славится каждый город; решали, какую сумму денег нужно дать каждому ребёнку с собой; узнавали погоду. Обсуждение проходило в социальных сетях. Прочитав родительскую страницу, Артем сказал маме: «Я бы не стал обсуждать погоду. Гораздо важнее, по-моему, собрать информацию о городах Золотого кольца».
Срок проведения экскурсии совпал с семейным праздником Гордеевых. Артём задумался, как ему следует поступить: отправиться в поездку вместе с одноклассниками или вместе с семьёй праздновать юбилей дедушки.
Что вы посоветуете Артёму? Выберите один из советов и приведите два довода в его подтверждение.
Совет 1. Отправиться в поездку.
Совет 2. Отказаться от экскурсии.
Приведите в защиту выбранного варианта два довода.
Креативное мышление.
Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, которые направлены на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектного выражения воображения. Задания на оценку креативного мышления проверяют, насколько развиты гибкие компетенции
Задание по креативному мышлению «Хочу помочь!»
Людям иногда нужна помощь. В последующих заданиях вам предстоит подумать, чем и как можно помочь тем, кто находится в чрезвычайных ситуациях. Проявите сострадание и воображение! Успехов!
Подумайте, в чём могут нуждаться семьи, лишившиеся дома и имущества из-за пожара или наводнения. Запишите ваши ответы. Укажите не менее 4-х разных потребностей.